|
Казанская церковь с. Ярополец
Церковь Казанской Божией Матери имеет
своеобразную и редкую объемную композицию из двух симметричных
частей, соединенных сквозным поперечным проходом (притвором),
служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей.
К торцам прямоугольного в плане
здания пристроены две одинаковые по форме апсиды, но только
северо-восточная из них является церковным алтарем, а юго-западная
служит усыпальницей, в склеп которой был впоследствии перенесен прах
фельдмаршала З.Г. Чернышева, умершего в 1784 году и похороненного
ранее в другом месте. Церковь была перестроена по заказу вдовы
фельдмаршала А.Р. Чернышевой в 1798 году. Этим объясняется более
поздний, в сравнении с дворцом, характер ее архитектуры. В обработке
фасадов церкви применен ионический ордер. Ритм и пропорции элементов
композиции, а так же строгая и ясная моделировка лепных деталей, вся
стилистика произведения говорят о том, что проект перестройки церкви
мог принадлежать зодчему круга Баженова-Казакова. Следует отметить,
что в проекте кровельные покрытия были в виде куполов, завершенных
круглыми бельведерами с небольшими крестами.
В действительности же -
четырехскатные сферические покрытия и квадратные бельведеры,
дополненные удлиненными луковичными главками с более высокими
крестами. В основе выполненного покрытия лежит, как показало
обследование юго-западной половины церкви, деревянная несущая
конструкция, что типично для строительства конца XVIII века, когда
сводчатые и купольные перекрытия нередко выполняли подшивными из
дерева.
Черты русского классицизма несут в
себе и интерьеры церкви, причем в каждой части различно.
Архитектурная обработка в одной выполнена в формах ионического
ордера, другой - коринфского. Иконостас церкви в восточной части
здания украшен лепными деталями и позолоченными колоннами на
темно-синем фоне стен. Хоры притвора имеют хорошо прорисованные
кронштейны и легкую балюстраду. В полу юго-западной части церкви
имеется съемная плита, под которой начинается спуск в склеп, куда
был помещен гроб с прахом фельдмаршала 3. Г. Чернышева. В апсиде,
служившей усыпальницей, и сейчас имеются остатки монументального
каменного надгробия. Композиция в целом, как она была задумана,
представляет собой облицованную мрамором пристенную пирамиду, вверху
которой располагался круглый беломраморный барельеф - профильный
портрет фельдмаршала. По сторонам пирамиды предполагалось установить
двух мраморных аллегорических фигур - "Печаль" и "Слава", которые,
однако, из-за их откровенно светского характера в церкви не были
установлены и находились в парковом вестибюле дворца. Сейчас эти
фигуры находятся в музее Щусева в Москве.
|